Please reload

Недавние посты

Когда обращаться к логопеду?

September 27, 2017

1/1
Please reload

Избранные посты

СКАЗКА В ЖИЗНИ РЕБЁНКА

10/29/2017

 

Зачем детям сказки? Вопрос, конечно, интересный. Есть подозрение, что сказки нужны всем, даже взрослым, ведь сказка – это приглашение окунуться в иной мир, встретиться с интересными персонажами, успеть полюбить положительных героев и испытать негодование к отрицательным. Сказка тем прекраснее, что всегда имеет хороший конец. А это, в свою очередь, даёт нам незыблемую уверенность, что добро всегда побеждает зло, что плохие поступки наказуемы, так или иначе, и никогда не нужно опускать руки перед возникшими трудностями в жизни.

 

Сказка – инструмент ненавязчивого обучения. Не секрет, что дети лучше всего воспринимают информацию, полученную в игровой форме. Серьезные нравоучения взрослых быстро утомляют детей, не достигая своей цели. С помощью сказки можно объяснить им все те же прописные истины, но сделать это в легкой, доступной для детского понимания форме. Сказки считают мощнейшим инструментом обучения детей. Все дело в том, что они дают, так называемые, косвенные наставления. Дети мыслят образами, им гораздо проще представить себе ситуацию со стороны, где главными героями являются сказочные персонажи. Именно на примере героев сказок лучше всего усваивается важная жизненная информация.

Самыми традиционными являются народные сказки, переходящие из поколения в поколение, но практически оставшиеся без изменений. Ребёнок через сказку проживает фрагменты жизни любимых героев. Таким образом, как бы программируется на определенные поступки в подобных ситуациях в своей жизни. Слушая сказки, ребёнок испытывает наслаждение, это такой себе вид развлечения, кроме этого сказка заставляет ребёнка думать, подключать воображение и фантазию. Для старших деток можно регулярно использовать такую игру: читаем сказку, останавливаемся перед развязкой и предлагаем ребёнку самому придумать концовку. Играть таким образом с одной и той же сказкой можно сколько угодно раз, пока не иссякнет интерес ребёнка к процессу. Этот метод широко используется в сказкотерапии, кроме этого часто психологи рекомендуют дать ребёнку возможность самому придумать сказку, в которой герои подчас могут совершать весьма нелогичные, где-то неправильные, по мнению родителей, поступки.    

     

С какого возраста читать ребёнку сказки? Можно начинать читать ребёнку сказки еще в утробе матери. После выписки из роддома приступать к чтению можно сразу, как только будет налажен быт с появлением нового члена семьи, примерно с двухнедельного возраста. Еще не понимая смысла слов и событий, маленький человек улавливает интонации голоса мамы и привыкает слушать. С возрастом ему становится интересно, почему произошло всё так, а не иначе. Так формируется интерес к книге, который родители должны всячески поддерживать и поощрять.

 

Влияние сказки на речевое развитие ребёнка. Сказочные герои, которые благодаря артистизму мамы или другого чтеца, обладают разными голосами, и малыш почувствует желание подражать им. Вот вам и готовое упражнение на развитие речи. Не пропускайте в сказках моменты появления героев-животных, голоса которых можно легко повторить. Это будет веселая игра, которая поможет развить у вашего малыша навык звукоподражания и улучшит работу артикуляционного аппарата, поможет подготовить его к произношению более сложных звуков.

Устное народное творчество помогает ребёнку не просто говорить, описывая последовательность событий, а еще и обогащает его речь. С самого детства малыш привыкает к красивой повествовательной речи, полной неповторимого звучания родного языка. Литературные произведения воспитывают в нём стремление говорить чище, лучше, грамотнее.

Сказочные герои часто используют в диалогах слова, которые давно вышли из употребления. Почитайте с ребёнком сказки Пушкина. Эти истории обязательно помогут расширить знания и речевые навыки, тренируясь в произношении странно звучащих устаревших слов.

Сказка может помочь и в обучении ребёнка 5-6 лет связной речи, если до момента старшего дошкольного возраста взрослые замечают пробел в этой сфере. Умение задавать вопросы психологи считают важным пунктом в оценке сформированности речи ребёнка.

После прочтения очередной сказочной истории предложите малышу написать письмо одному из героев. Навыка письма у ребёнка ещё нет, поэтому письмом будет картинка, которую малыш должен будет описать, используя слова из текста.

 

Читаем сказку в сотый раз… Родители, практикующие чтение сказки на ночь, вероятно уже столкнулись с таким явлением, как требование ребёнка читать одну и ту же сказку много вечеров подряд. При этом никакие уговоры, заманивание более яркими иллюстрациями других книг, почему-то не помогают, ребёнок упорствует и требует только одну книгу. С чем это связано и нужно ли с этим бороться? Психологи объясняют это двумя факторами. Во-первых, мозг ребёнка устроен так, что сначала информацию он запоминает, выучивает на память, а потом уже приходит понимание, осознание этой информации. Как правило, сказка содержит цепочку событий, при этом нам, взрослым, кажется, что в книге всё доступно изложено. Но в реальности ребёнку трудно переваривать всю сказку целиком за однократное прослушивание, поэтому есть потребность слушать её и слушать. Кроме этого, у ребёнка есть потребность в стабильности, в ритуалах. Сказку он уже прослушал, концовку её помнит, и, тем самым, у ребёнка возникает  чувство уверенности, защите, он себя как бы обезопасил от неожиданных событий. И, конечно же, с этим бороться не нужно, а скорее наоборот, всеми действиями поддерживать у ребёнка привязанность к конкретной сказке. 

      

Обсуждение прочитанной сказки. Не следует забывать о необходимости обсуждать прочитанную сказку. Даже если складывается впечатление, что ребёнку всё понятно, лучше обсудить сказку лишний раз, убедившись, что ребёнок всё понял правильно, не исказил отношение к поступкам героев, сумел разобраться, где поступили правильно, а что – пример негативных поступков. Через обсуждение можно выявить скрытые страхи ребёнка перед некоторыми персонажами из сказки или же из обыденной жизни ребёнка.

 

Правильно выбираем ребёнку сказки. Сказку необходимо подбирать в зависимости от возраста ребёнка, возможных особенностей психологического развития. С двухлетнего возраста дети отдают предпочтение сказкам с циклически повторяющимися событиями, как, например, в сказках «Теремок», «Колобок», «Репка». Лучше всего усваиваются сказки с персонажами животных, ребёнок любит повторять звуки, имитирующие персонажи сказки. С двух до пяти лет у ребёнка активно развивается способность к фантазии. В этот период благоприятно использовать игру, о которой упоминалось выше – ребёнок сам придумывает концовку сказки. В этот период следует ребёнку покупать сказки о волшебстве, которые обязательно придутся ему по душе. С пяти до семи лет, как правило, ребёнку интересны сказки с динамичным сюжетом, приключенческая литература. В этом возрасте следует интересоваться у самого ребёнка его предпочтениями в литературе, выбирать ему героев близких по душе, не нужно навязывать свои предпочтения. Даже после освоения ребёнком навыков самостоятельного чтения, не следует отказывать ребёнку в чтении перед сном. Ведь иногда любопытство ребёнка сильнее, чем скорость чтения. А отказ может навредить и отбить у ребёнка интерес к книжкам надолго.

 

Ребёнок, регулярно слушающий или читающий сказки, вырастает более зрелым, наполненным чувственно, эмоционально, всесторонне развитым. Где-то даже более уверенным в себе, четко различающим границу добра и зла, что в будущем помогает ему выстраивать полноценные взаимоотношения с окружающими.

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

Мы в соцсетях