top of page

Как научить ребенка говорить Р?



По мнению логопедов, произношение звука «р» является самым сложным в русском языке. Для его воспроизведения необходимы четкие движения речевого аппарата, достаточная вибрация язык. Действительно, выговаривать этот звук дети начинают к 4-5 годам, а то и вовсе к 6. До этого времени вместо «рыба» дети говорят «лыба», вместо «корова» — «койова» и т.д.

Причины, по которым ребенок не может правильно выговаривать звук «р», заключаются в следующем:

  1. Физиологическое строение языка. Эта причина рассматривается, как правило, в первую очередь. Речь идет о подъязычной уздечке. Бывает, что язык попросту не достает до неба, тем самым звук «р» получается картавым. Существует практика подрезания уздечки, однако в последнее время логопеды чаще практикуют исправление уздечки специальной гимнастикой для растяжения.

  2. Малоподвижность артикуляционного аппарата (другими словами, малоподвижный язык). Данная сложность заключается в недостаточной разговорной практике. Чем меньше ребенок разговаривает, тем медленнее развивается амплитуда языка, его вибрация. Чтобы это исправить, нужно в игровой форме «заставлять язык работать». Пусть ребенок пробует достать язычком до носа, скручивает его трубочкой, вертит им влево-вправо. Такие упражнения пойдут на пользу.

  3. Нарушение фонематического слуха. Ребенок слышит речь взрослого человека, а затем пытается ее быстро воспроизвести. В результате он путает звуки «д» и «т», «я» и «а», «у» и «ю». Также вылетает из слов звук «р».

  4. Физиологические особенности дыхания. Некоторые заболевания (насморк, заболевания сердечно-сосудистой системы, увеличенные аденоиды) влияют на дыхание, таким образом оказывают воздействие на речевое дыхание. Исправить это возможно. Но не самостоятельными усилиями, а с помощью логопеда. Логопед назначает специальную гимнастику для развития нормального произношения.

Если к 5 годам ваш ребенок не смог самостоятельно научиться выговаривать звук «р», не стоит паниковать. Но пора начать заниматься с ребенком самостоятельно или с помощью специалиста.

Можно выделить три этапа в работе над звуком Р:

  1. подготовительный;

  2. постановка;

  3. автоматизация (введение в речь).

Как правило, постановка звука Р не обходится без подготовительных упражнений. Это в основном упражнения на подъем языка вверх при широко открытом рте, растягивание уздечки языка (при необходимости).

Примеры подготовительных упражнений:

-потянуть язык к носу;

-поднять язык на верхнюю губу;

-поднять язык за верхние зубы;

-«пересчитать» кончиком языка верхние зубы;

-облизать верхнюю губу;

-покусывание кончика языка передними зубами;

-присасывание кончика языка к небу, это упражнение хорошо для растягивания уздечки языка;

-«Болтушка» — вертикальное движение языка между губами;

-«Балалайка» — горизонтальные движения языка между губами с голосом;

-«Пулемет, барабан, дятел» (выбирается одно название) – рот раскрыт, видна работа языка, кончик языка ударяет об «бугорки» за верхними зубами: «д-д-д».

-«Машина буксует» — рот раскрыт, кончик языка за верхними зубами, постараться немного потянуть звук Д.

Обычно этих упражнений достаточно, чтобы подготовить артикуляционный аппарат для постановки звука Р.

Существует много способов постановки звука Р. Я расскажу о некоторых из них. Для большинства способов используют обычную ватную палочку.

1. Присосать язык к твердому небу (рот приоткрыт, губы улыбаются), добавить резкий выдох по спинке языка на звук Т (должно получиться ТРРР).

2. От «Балалайки». Отодвигаем кончик языка палочкой за верхние зубы и совершаем колебательные движения. Затем переводим в «моторчик» (Р получается при помощи внешних колебательных движений). Затем постепенно убираем внешние движения, т.е. ничем не помогаем.

3. От «пулемета, дятла, барабана». Ребенок произносит: «Д-д-д». И в этот момент совершаются легкие колебательные движения палочкой под языком. Переводим в «мотор». Затем постепенно убираем внешние движения, т.е. ничем не помогаем.

4. То же самое только от упражнения «Машина буксует».

Последний этап в работе над звуком Р – это этап автоматизации. Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно (отдельно) совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении. Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

- автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

- автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);

- автоматизация звука в предложениях;

- автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;

- автоматизация звука в разговорной речи.

В заключении, хочется дать еще один совет. Если вы занимаетесь с ребенком, но не видите хорошего результата, стоит обратиться к профессионалу, который:

  • во-первых, сможет определить, нет ли у вашего ребенка физиологических особенностей строения языка;

  • во-вторых, специалист сразу поймет, какой комплекс упражнений необходим в данном случае;

  • в-третьих, сможет за короткий промежуток поставить звук, с которым вы не могли справиться долгое время.

Избранные посты
Недавние посты
Архив
Поиск по тегам
Мы в соцсетях
  • Vkontakte
  • Facebook Social Icon
  • Twitter Social Icon
bottom of page