Об услугах подробнее

 

  Консультация учителя-дефектолога — это комплекс диагностических мероприятий, которые направлены на выявление нарушений речи у детей, которые приводят к другим отклонениям социального и психологического характера. У детей речевые дефекты становятся причиной тяжёлых эмоциональных переживаний, задержки в развитии, плохой успеваемости.

 Главная цель, которая стоит перед учителем-дефектологом — своевременно предупредить и ликвидировать неблагоприятные последствия неправильной речи у детей. Благодаря консультации можно на ранних стадиях выявить речевые патологии, провести своевременную коррекцию и профилактику речевых нарушений.

Поводом для посещения и консультации учителя-дефектолога могут стать следующие ситуации:

  • ребёнок 2-3 лет не произносит отдельные слова, не стремится общаться в окружающими, не способен построить простую фразу;

  • ребёнок 3 лет не произносит слова до конца, говорит бессвязно, меняет слоги;

  • в речи наблюдается заикание, навязчивое моргание, непроизвольные жесты;

  • трудности произношения звуков;

  • речь ускорена либо замедлена;

  • ребёнок замкнут, избегает общения с другими детьми;

  • у ребёнка 7 лет наблюдается трудность описательного процесса, высказываний, неправильное сочетание слов;

  • ребёнку трудно дается письмо и чтение, он замыкается в себе, постоянно молчит.

Консультация специалиста не нуждается в особой предварительной подготовке. Единственное, что требуется от родителей — подготовить ребёнка к будущей беседе, объяснить необходимость её проведения и настроить на положительное восприятие учителя-дефектолога.

    Изначально учитель-дефектолог пообщается с родителями ребёнка и выяснит характер нарушений, их наследственную предрасположенность, возможные причины развития. В ходе беседы специалист попробует завоевать доверие ребёнка, установив с ним правильный контакт. Дальнейшее консультирование будет проходить исключительно с самим ребёнком, в процессе которого будет установлено нарушение речевых функций и проработан предварительный план последующей коррекции.

Учитель-дефектолог предоставит родителям подробные рекомендации, а также запланирует первое занятие и расскажет целесообразность его проведения.

 

   Правильная речь имеет важное значение для полноценного психофизического развития человека, особенно важна роль постановки и автоматизации звуков в детском возрасте. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими. Такой ребёнок может понятно выразить свои желания и мысли, правильно задать

вопросы, договориться со сверстниками в командной игре. И наоборот, нечёткая речь, дефекты звукопроизношения ребёнка затрудняет его взаимодействие с людьми и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на его характер.

Постановка звука – это процесс выработки нового динамического стереотипа (выработки правильной артикуляции фонемы).

На этапе постановки звука формируется навык правильного произношения изолированного звука, закрепляется слуховой, кинестетический образ звука, используется зрительное восприятие артикуляции (речевые профили).

На данном этапе продолжается работа по закреплению навыков речевого дыхания, по развитию голоса (силы, выразительности), артикуляционных движений.

      Процесс постановки звуков основан на реализации следующих приёмов:

  1. Нужный артикуляционный уклад расчленяется на более мелкие движения, которые тренируются в процессе артикуляционной гимнастики.

  2. Отработанные движения объединяются в комплекс и таким путём создается нужный артикуляционный уклад, закрепляется кинестетический образ фонемы.

  3. При воспроизведении артикуляционного уклада включается «голосовыдыхательная» струя, и ребёнок произносит звук.

 

   Автоматизация звука - это закрепление правильного произношения звука в речи. Поставленный звук очень хрупкий, так как у ребёнка сложилась стойкая привычка дефектного произношения. При автоматизации звука в речи - закрепляется новый правильный звук.

Советы по автоматизации звуков:

  1. Автоматизировать звук, когда ребёнок может произносить его правильно, чётко при многократном повторении.

  2. Перед выполнением упражнений на автоматизацию звука необходимо разогреть речевые мышцы (выполнить артикуляционную гимнастику и подготовительные упражнения).

  3. Нельзя одновременно автоматизировать звуки, которые ребёнок путает в речи ([Ш] и [С][Ж] и [З][Р] и [Л]).

  4. При автоматизации звука необходимо придерживаться последовательности: от простого к сложному (слоги - слова - словосочетания - предложения - тексты - стихотворения - скороговорки - самостоятельная речь).  

  5. Ребёнку должно быть интересно, больше наглядного материала: показывайте картинки, рисуйте и раскрашивайте слова с заданным звуком, используйте сюжетные картинки, играйте.

Чтобы добиться положительного результата, надо заниматься каждый день по 15-20 минут. Следить за произношением ребёнка в повседневной жизни.

 

    Речь начинает формироваться и развиваться в раннем детском возрасте в процессе общения с окружающими людьми. Она играет основную роль в умственном и эмоциональном развитии, является основой социального взаимодействия, регулятором поведения. Развитие речи – процесс сложный, протекающий у каждого ребёнка по-разному. Он заключается в  

овладении разговорной речью, развитии понимания обращённой речи, выражении своих мыслей, чувств, впечатлений языковыми средствами. Правильность и своевременность процесса развития во многом зависит от речевой среды и практики, воспитания и обучения. Речевое развитие делится на несколько этапов, на каждом из которых ребёнок осваивает определенные умения и навыки. Строгих возрастных границ они не имеют, плавно переходя один в другой.

  Этапы развития речи ребёнка:

     Первый этап – предречевой (возраст: от рождения до 6-ти месяцев).

На этом этапе происходит подготовка ребёнка к овладению речью. Первые голосовые реакции появляются с рождения — это крик и плач. Они активно развивают дыхательный, голосовой и артикуляционный отделы речевого аппарата. В среднем недели через две у новорожденного появляется реакция на голос говорящего, вскоре он начинает различать интонацию. К 2-м месяцем появляется гуление – негромкие певучие звуки или слоги. Дети любой национальности и даже с врожденной глухотой, гулят практически одинаково. В 3-4 месяца гуление плавно переходит в лепет – повторяющиеся сочетания гласных и согласных звуков, сопровождающие деятельность малыша. Произносимые детьми звуки начинают напоминать звуки именно их родного языка. Если ребёнок имеет тяжёлые врожденные нарушения слуха, то лепетать он не будет, гуление у него постепенно затухнет.

   Второй этап – образование звуков, становление активной речи (возраст: от 6-ти месяцев до 3-х лет). Начиная с 6-ти месяцев, ребёнок может по подражанию произносить отдельные слоги, связывать определённые звукосочетания с конкретными предметами или действиями. С 10-ти месяцев появляется реакция именно на слова, а не на интонацию или ситуацию. К концу первого года у большинства детей появляются первые слова или устойчивые звукосочетания.

В 1,5 года характер употребляемых слов становится обобщающим, дети начинают понимать словесное обращение взрослых вне конкретных ситуаций, быстро усваивать новые знания и слова. В 2-3 года словарный запас активно накапливается, а на третьем году жизни начинает формироваться грамматический строй речи – ребенок усваивает формы ед. и мн. числа существительных, падежные окончания, начинает изменять глаголы по временам и лицам.

     Третий этап – дошкольный, обогащение словарного фонда (возраст: от 3-х до 7-ми лет).  На данном этапе продолжает накапливаться словарный запас, параллельно с ним идёт активное развитие грамматического строя речи. У ребёнка появляется навык слухового контроля над речью, но у большинства детей отмечаются дефекты произношения шипящих, свистящих звуков, сонорных – Л и Р. К 4-м годам ребёнок пользуется простыми распространёнными предложениями, к 5-ти появляются сложноподчиненные и сложносочиненные предложения, навыки пересказа. На момент поступления в школу должно быть сформировано правильное произношение и фонематическое восприятие – чёткое различение всех звуков.

Четвертый этап – школьный, продолжение обогащения словарного запаса (возраст: от 7-ми до 17-ти лет).

На данном этапе дети сознательно усваивают речь, грамматические правила построения предложений, у них происходит целенаправленная перестройка от восприятия и различения звуков речи до осознанного практического использования всех языковых средств. Ведущая роль при обучении в школе отводится письменной речи.

 

Правильное и своевременное речевое развитие позволяет детям полноценно усваивать новые понятия, определения, активно расширять запас знаний и представлений об окружающем мире. Это является основным условием успешного обучения, ведь именно через речь развивается отвлеченное мышление, с помощью слов мы выражаем свои мысли.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ

 

нормализации произносительной стороны речи, улучшает состояние голоса, речевого дыхания, нормализует эмоциональное состояние ребёнка, страдающего речевыми нарушениями. Логопедический массаж является составной частью комплексной системы обучения детей с нарушением речи.

Логопедический массаж применяется в тех случаях, когда имеют место нарушения тонуса артикуляционных мышц. Изменяя состояние мышц периферического речевого аппарата, массаж в конечном счёте опосредованно способствует улучшению произносительной стороны речи.

Массаж может проводиться на всех этапах коррекционно-логопедического воздействия, но особенно важно его использование на начальных этапах работы, когда у ребёнка еще нет возможности выполнять определенные артикуляционные движения.

Противопоказания к назначению массажа.

Противопоказаниями для проведения массажа являются: любое соматическое заболевание или инфекционное заболевание в остром периоде, конъюнктивиты, острые и хронические заболевания кожных покровов, гингивиты, стоматиты, наличие герпеса на губах или другие инфекции полости рта.

Логопедический массаж — это один из методов коррекционно-педагогического воздействия, используемых при коррекции тяжёлых речевых нарушений. Логопедический массаж является эффективным методом коррекции звукопроизношения, так как он способствует

ВЫДАЧА ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДЛЯ САДА И ШКОЛЫ

 

Для садика важно понимать, способен ли ребенок обучаться в обычной группе, какие дополнительные занятия ему требуются, достаточно ли ему общих занятий со специалистом в саду или нужна отдельная коррекция. Если специалист назначает отдельные коррекционные меры, в саду ребенку назначаются необходимые занятия.

В школе требования к справке от логопеда не менее оправданны. В первую очередь, заключение логопеда показывает, может ли ребенок заниматься в общей школе. Кроме того, некоторым детям показаны дополнительные логопедические уроки для обеспечения лучшего усвоение знаний. В случае такой необходимости школа обеспечивает такие занятия.

© 2017 Все права защищены

*Статья 980 ГК РБ